Компания входит в группу
«РусГидро»
Регион:
Общий
Личный кабинет
Информационный центр: 8 (800) 100 3 777

Добросовестный потребитель у энергетиков в почёте

Филиал ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» - «Хабаровскэнергосбыт» не зря считает своих клиентов одними из самых дисциплинированных в регионе. Он сегодня обслуживает более 13 тысяч юридических лиц и свыше 500 тысяч жителей Хабаровского края. И по итогам прошлого года уровень оплаты электроэнергии категорией «население» составил 99,9 процента, а уровень текущей реализации - 89,0 процентов. Таких показателей филиал смог достичь не только благодаря подавляющему большинству добросовестных потребителей, но и благодаря грамотной работе своих специалистов.

О том, как «Хабаровскэнергосбыту» удается в непростых рыночных условиях сокращать дебиторскую задолженность и непрерывно совершенствовать механизмы взаимодействия с юридическими и физическими лицами, рассказал директор филиала ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» - «Хабаровскэнергосбыт» Георгий Макаров.

Электричество потребляется, экономика развивается

- Недавно ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» отметила 10-летие своей работы в регионе. О достигнутых за эти годы успехах можно говорить бесконечно, поэтому ограничимся прошедшим годом. С какими итогами филиал ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» завершил 2016 год?

- Наш филиал за последние несколько лет не раз был признан лучшим сбытовым предприятием и отмечен руководством ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» и РАО ЭС Востока, а сотрудники отмечены наградами и благодарностями Министерства энергетики Российской Федерации.

Если говорить о результатах деятельности, наверно, необходимо обратиться к некоторым объективным данным. Так, в 2016 году энергопотребление по юридическим лицам выросло на 60 млн кВт.ч по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что экономика Хабаровского края развивается, предприятия потребляют больше электроэнергии, а значит, растут и объемы выпуска продукции. Отрадно, что из этих 60 млн кВт.ч - 42 млн кВт.ч приходится на предприятия малого и среднего бизнеса, что также говорит об их развитии и об экономическом росте.

Одно из главных наших достижений - это уровень оплаты электроэнергии физическими лицами на прямых расчетах, который составил 99,9 процента, и соответственно достаточно высокий уровень текущей реализации - 89,0 процентов. Из муниципальных районов края я хотел бы отметить г. Комсомольск-на-Амуре и Комсомольский район, где традиционно высокий уровень дисциплины платежей.

- Георгий Иванович, раз уж заговорили о дисциплинированных потребителях, какие еще категории вы бы отнесли к таковым?

- Я бы выделил предприятия малого и среднего бизнеса, у которых сегодня есть собственник, грамотно планирующий энергопотребление и соответственно его оплату. Это один из основополагающих ресурсов для жизни и деятельности организации.

К сожалению, 2016 год мы все же закончили с дебиторской задолженностью, которой не планировали. Ее нам нарастили предприятия Главного управления жилищно-коммунального хозяйства (ГУ ЖКХ) и Главного управления жилищным фондом (ГУЖФ) Министерства обороны Российской Федерации. Это предприятия, которые обслуживают существующие, либо бывшие военные городки, которые до сих пор находятся на балансе военного ведомства.

Также на сегодняшний день существует задолженность почти 500 млн рублей по предприятию АО «Амурметалл».

Планировать - значит, экономить

- К слову о должниках. Сегодня на слуху «Амурметалл» и преобразования, которые там происходят. Тем не менее предприятие остается одним из крупнейших должников. Как складывается ситуация по погашению задолженности?

- АО «Амурметалл» - это уникальное, единственное на Дальнем Востоке сталелитейное предприятие. Радует, что, несмотря на колоссальные проблемы и процедуру банкротства, оно продолжает работать, пусть и не в полном объеме.

Чтобы просто поддерживать завод в работоспособном состоянии, не учитывая сам производственный процесс, необходимо около 20 млн кВт.ч электроэнергии в месяц. За это предприятие должно платить около 50-60 млн рублей ежемесячно.

Важную роль в разрешении конфликтной ситуации «поставщиков-ресурсников» с «Амурметаллом» сыграло вмешательство, а по-другому здесь и не скажешь, правительства Хабаровского края. Только благодаря системной, компромиссной работе краевого правительства удалось избежать полной остановки предприятия. Наконец-то появился собственник. И мы сегодня видим позитивные планы компании «Торекс» (новый инвестор «Амурметалла»). Конкурсный управляющий и правительство края делают все возможное, чтобы долг в 500 млн рублей за потребленную электроэнергию «гигантом» был выплачен. Мы в это верим.

Сегодня мы продолжаем обслуживать завод. ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» идет навстречу правительству Хабаровского края и новому инвестору. Продолжаются консультации по оплате текущего потребления электроэнергии при переходе прав собственности. В ближайшее время планируем обсудить график этих платежей, который предлагают конкурсный управляющий и компания «Торекс» на основе производственного плана.

- В крае работают и другие энергоемкие предприятия, как с ними складываются отношения?

- В первую очередь стоит сказать о хабаровском и комсомольском-на-амуре трамвайно-троллейбусных управлениях, проблемы с которыми периодически возникают. С их стороны достаточно часто можно слышать о неподъемных тарифах. Но давайте посмотрим, сколько в общих расходах занимает процент затрат на электроэнергию. Например, в ТТУ (г. Хабаровск), по данным его руководства, эта цифра составляет всего 7-8 процентов. Поэтому говорить о том, что только затраты на электроэнергию не дают возможности нормально работать, наверно, неправильно. Я считаю, сегодня нужно серьезно планировать потребление электроэнергии. И это касается не только трамвайно-троллейбусных предприятий.

- Как можно спланировать потребление электроэнергии?

- Это зависит от множества факторов, основополагающим из них является наличие на предприятии службы главного энергетика. Традиционно эта служба была одной из самых основных, потому что энергетик планирует, распределяет и экономит энергоресурсы.

Говоря о снижении затрат на электроэнергию, необходимо отметить, что это комплекс организационно-технических мероприятий. Одно из направлений снижения затрат на электроэнергию - это правильный учет этого ресурса, а для этого необходима модернизация парка приборов учета.

Это уже не новшество - на предприятиях должны быть не интегральные, а интервальные приборы учета. Также нужно стремиться к внедрению автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, которая позволяет дистанционно передавать показания приборов учета в любое время дня и ночи в режиме онлайн. К сожалению, услуга эта недешевая, но она необходима. Это своего рода инвестиции в будущее. Но нужно понимать, что по отдельности достичь серьезных результатов, как я раньше говорил, не получится. Только широкомасштабная работа, в которую вовлечено все предприятие, даст определенный результат.

- Георгий Иванович, мы все потребители коммунальных услуг и, конечно, большинство волнует вопрос о системных неплатежах предприятий жилищно-коммунальной сферы.

- Эта масштабная проблема существует на всей территории Российской Федерации, но если брать в разрезе Хабаровский край, то уровень неплатежей намного ниже, чем во всех субъектах Дальнего Востока. Этого удалось добиться только благодаря совместной работе с правительством Хабаровского края и министерством ЖКХ, которые оказывают нам серьезную поддержку.

Например, сегодня ни в одном регионе не проводится такой серьезной работы, как проводится в нашем крае по привлечению концессионеров. Принимая имущество на концессию, собственник спокоен, что на протяжении длительного времени он может инвестировать средства в коммунальную структуру. Специализированное профессиональное управление, вложение инвестиций в предприятия ЖКХ, высокий уровень профессионалов-управленцев, умение работать с тарифом и умение планировать затраты - главные принципы работы жилищно-коммунального хозяйства.

Коэффициенты дачникам в помощь

- Модернизируются у нас не только предприятия. Ежегодно меняется и дополняется законодательство в сфере электроэнергетики. На какие изменения, на ваш взгляд, сегодня нужно обратить внимание?

- В 2016 году для юридических лиц упростилась процедура заключения договоров энергоснабжения. Раньше при заключении договора решающую роль играл акт выполненного технологического подключения к сетям. Для этого нужно было получить технические условия, найти подрядчика либо обойтись своими силами. На все уходило много времени и денег. Теперь оформлять договор можно параллельно технологическому подключению. Это упрощает процедуру заключения договора, и предприятие может работать, не дожидаясь, когда оно пройдет по всем бюрократическим ступеням. Я считаю, что для малого бизнеса это серьезное подспорье.

В этом году «Хабаровскэнергосбыт» организует большую договорную кампанию в связи с нововведением, которое вступило в силу с 1 января 2017 года. Теперь собственники нежилых помещений в многоквартирных жилых домах обязаны заключать договоры энергоснабжения напрямую с ресурсоснабжающими организациями. Раньше такой потребитель мог сам выбрать, с кем оформлять договорные отношения на приобретение коммунального ресурса.

Еще одно нововведение этого года, которое бурно обсуждается, - исчезновение из квитанций строки ОДН. Ее не стало и в счетах за электроэнергию. Исключением стали дома с непосредственной формой управления и дома, где способ управления не выбран вообще. Но их величина в общем объеме настолько мала, что ими можно пренебречь. Норматив на электроэнергию, необходимую для содержания мест общего пользования, управляющие компании должны включить в оплату за содержание и ремонт, при этом размер самого норматива на ОДН в квитанциях должен быть указан в отдельной строке.

Есть хорошая новость и для владельцев садоводческих участков. В этом году Комитет по ценам и тарифам правительства края утвердил тариф с применением понижающего коэффициента 0,7, который позволит сократить стоимость электроэнергии нашим садоводам. Отмечу, что этот коэффициент не применялся последние два года.

- Георгий Иванович, сегодня еще остается категория граждан, которые не хотят платить по счетам. Какие меры вы применяете в отношении них?

- С такой категорией потребителя ведется постоянная, системная работа. Конечно, в первую очередь это досудебная работа. Мы разговариваем как с физическим лицом, вовремя не оплатившим счет, так и с руководителем предприятия. Работая с должниками, мы идем им навстречу, если на то есть объективные причины. Предлагаем такие инструменты, как реструктуризация, отсрочка оплаты, возможность оформления договоров переуступки долга.

Но если мы видим, что руководитель предприятия или физическое лицо категорически не хочет платить, а таких, подчеркну, единицы, исключительно единицы, то уже начинается стадия судебной работы. В конечном результате, получая исполнительный лист, мы взыскиваем долги через Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю. Говоря о результатах, приведу несколько цифр: за год по физическим лицам было подано 13 264 иска на сумму 52 млн 530 тыс. рублей. Удовлетворено исков более чем на 36 млн рублей. Исполнительных листов по населению в работе филиала находилось 41 тыс. 700 на сумму 141 млн рублей. Взыскано 51 млн - это достаточно высокие показатели.

Электроэнергия - это товар, за который тоже необходимо платить. Но дисциплинированность потребителя не достигается только его самосознанием, хотя это и основное. Продавец, не пришедший за своими деньгами, всегда создает впечатление, что ему эти деньги не нужны. Продав электроэнергию, мы всегда придем за своими деньгами не только потому, что они нам нужны, но и для того, чтобы потребитель завтра, через месяц, через год продолжал жить в теплой и светлой квартире. Ведь эти деньги полностью идут на выработку электроэнергии и ее транспортировку через территориальные сетевые организации (ТСО) до конечного потребителя.

- За успехами и решениями проблем стоит коллектив филиала ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт», как бы вы охарактеризовали сегодняшнего работника вашей компании?

- В первую очередь, это высококвалифицированный специалист с высшим образованием, а нередко и с двумя высшими образованиями. Среди энергетиков труд сбытовика самый тяжелый, потому что мы работаем непосредственно с потребителем. В активе у нас есть масса способов добиваться оплат законными методами. Это требует не только технических знаний и знаний экономики, но и умение общаться с потребителем. Поэтому к нам не так легко попасть, и планка компетенции при отборе в филиал ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» - «Хабаровскэнергосбыт» достаточно высока.

Когда говорю о своем коллективе, говорю всегда как об общности людей, сплочённых единой целью. Несмотря на то, что мы работаем в 12 муниципальных образованиях (12 отделений), коллектив наш сплоченный и очень дружный. Из 1000 сотрудников на предприятии - 736 женщин. И это своего рода говорит об уникальности предприятия.

Работоспособность, природная аккуратность, кропотливость присущи женщинам, которые работают у нас в основных подразделениях экономики, бухгалтерии, финансов и юриспруденции.

Средний возраст нашего сотрудника - 42 года. У нас нет возрастного потолка. Если человек может работать и готов работать эффективно, мы всегда готовы его поддержать. Поэтому и текучки нет. У нас остаются работать и после выхода на пенсию. Когда в ведении предприятия нет ни подстанций, ни линий электропередачи, основной актив - это люди со своими знаниями и навыками.

Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО.

Газета «Тихоокеанская звезда», 21.02.2017


Возврат к списку

В начало страницы